Церковная проповедь может быть не только монологом, но и диалогом. Благодаря возможностям Интернета, вы можете не отходя от компьютера получить ответы на волнующие вас вопросы о вере, церкви и христианской жизни.

Чтобы задать вопрос - воспользуйтесь пунктом меню Написать письмо / Задать вопрос

 

Отметим, что пообщаться со служителями храма лично и получить более подробные ответы можно на занятиях нашей Воскресной школы для взрослых.

На этой странице приводятся ответы на поступающие вопросы.

 

На своем опыте я убедился, что в Церкви множество грешных людей, в том числе и среди тех, кто там работает и служит. Почему же она называется святой?


Человек, совершая грех, отлучает себя от Церкви. Именно поэтому она имеет право именоваться святой. Не случайно покаяние называется "вторым крещением": это воссоединение грешника с Церковью. Не нужно путать Церковь-организм и Церковь-организацию. В земной организации могут работать и грешные люди - просто за деньги. Но Церковь-организм - это те, кто любит Бога и ближних, кто стремится к святости. И если в деревенском храме сторож-вор или пьющий священнослужитель - святость Церкви от этого не уменьшается. Ведь пример для верующих - не они, а Христос. О любой организации мы судим по ее целям. Цель Церкви - вести людей к святости. И судить о верующих нужно по примерам людей, исполнивших эту задачу, то есть по святым.

Какое отношение к вере и Церкви имеет нравственность? На мой взгляд, они существуют сами по себе…

Отношение - прямое. Дело в том, что нахождение в Церкви предполагает веру, а вера предполагает нравственность. Если этого не происходит, значит - человек верующий просто по названию. Если человек не исполняет заветы Христа - значит, он не может называть себя христианином. И Церковь постоянно напоминает об этом, призывая верующих хранить себя от совершения грехов.
Православие и Церковь учат нравственности в высшем ее понимании - они учат святости. А вот большинство других организаций и мировоззрений этот вопрос либо обходят, либо считают его второстепенным. В конце концов, у верующих гораздо больше стимулов для нравственной жизни...

Неужели верующий человек, который грешит, лучше атеиста, который ведет праведную жизнь? Как Церковь относится к неверующим, которые живут по совести?

Верующий, который грешит сознательно, не лучше, а даже хуже атеиста. Ведь он, по сути дела, отрекается от веры и предает Церковь. Но прошу заметить: судить всех будет Господь, а не мы. Церковь всегда предостерегала от осуждения, так как мы не знаем о человеке всего. Потому и отношение к атеистам у верующих людей - не как к врагам, а как к людям несчастным и заблуждающимся, христианам их просто жалко. Ведь многие хорошие люди могли стать еще лучше, сделать свою жизнь осмысленнее и радостнее, но - они лишают себя помощи Божией, пренебрегают двухтысячелетним опытом наших святых.

Почему священник иногда запрещает причащаться?

Прежде всего, человек просто не имеет права считать себя достойным Причастия - ведь он дерзает соединиться с Самим Господом. И если священник останавливает человека - значит, видит, что тот приступает к Великому Таинству несознательно, без веры, покаяния или должной подготовки. И за это нужно благодарить, ведь таким людям Таинство может послужить в осуждение. Кстати, у настоящих верующих, у постоянных прихожан таких вопросов не возникает в принципе. Претензии к духовенству появляются лишь у тех, кто заходит в храм раз в год, и при этом легкомысленно думает, что "готов" и "достоин".

С чем связана низкая миссионерская активность Церкви? Почему в православных храмах мало молодежи? Почему Церковь не проповедует на телевидении?


Мы пожинаем плоды 70-летия атеизма. Запретами, расстрелами, ликвидацией духовных школ и духовной литературы - Церковь отучили от миссионерства. Сейчас мы делаем только первые шаги, пытаясь возродить утраченное и изобрести новые формы проповеди. К примеру, на телевидении есть православные программы, есть даже два православных телеканала. Но, к сожалению, доступны они не всем. И на фоне пропаганды греха голос Церкви, увы, теряется. Те, кто сегодня определяет политику государства и средств массовой информации, ориентированы на западные ценности. И молодежь выбирает их, потому что лозунг "Бери от жизни все" гораздо легче и приятнее воплотить в жизнь, чем евангельские призывы к самосовершенствованию, покаянию и исполнению заповедей.

Почему в храме на пришедших в первый раз прихожан не обращают внимания? И почему нет скамеек для сидения, как у баптистов и католиков?

У православия свой "стиль" проповеди. Мы не пристаем к людям на улицах, не забрасываем их почтовые ящики рекламными листовками. Даже в храме мы пытаемся оставить человеку свободу, не навязываясь ему в учителя. Практика показывает, что люди негативно реагируют на приставания, считая это признаком тоталитарных сект. Если кто-то хочет обратить на себя внимание - подойдите после богослужения к священнослужителю, приходите на занятия воскресной школы или просто познакомьтесь с образованным воцерковленным человеком - они ответят на ваши вопросы.
Что же касается скамеек - то практика тех же католиков и баптистов показывает, что на них очень удобно... спать. Тем, кто пришел просто послушать службу - скамейки, конечно, не помешают, но вот молиться сидя - трудно: нет необходимой сосредоточенности, одна расслабленность. Один англиканин после посещения России остался в восторге от наших храмов именно потому, что там есть свобода - не нужно сидеть всю службу в своем кресле, как на концерте. Можно стать туда, где понравится, где удобнее, можно опуститься на колени, можно сесть. Кстати, скамейки в наших храмах есть, просто в ограниченном количестве. Действительно, мы не хотим превращать храм в зрительный зал.

Если Бог един, то какая разница, каким путем к Нему приходит человек: через Православие, ислам и т.д. Искренне верующему Господь открывает себя, наверное, независимо от конфессии…

Бог, с точки зрения Православия, действительно един. Однако есть две проблемы. Во-первых, далеко не все религии так считают. К примеру, часть буддистов вообще отрицает существование Бога, другая часть - придерживается многобожия. Во-вторых - а кто сказал, что все религии ведут к одному и тому же Богу? Взять, например, сатанизм или люциферианство. Боюсь, что наши с ними пути - никогда не приведут в одну точку.

Впрочем, на вопрос "какая разница" ответ очевиден даже с чисто человеческой точки зрения. Я, к примеру, живу в Белых Берегах, а работаю в Брянске. Я могу добраться до Брянска напрямую, а могу (теоретически) - и через Северный полюс, и через Сахару, и через джунгли Амазонки. Разница есть? К Богу можно придти по-разному, в том числе - через заблуждения, и даже через грех. Но ведь так можно и вообще не дойти… А Церковь желает, чтобы наши потери на пути к Господу были минимальны. И предлагает прямой путь.

В чем разница между религиями? В чем основное, коренное отличие Православия от других религий?

В некоторых религиях Бог есть, в некоторых - Бога нет. Есть религии, которые повелевают приносить в жертву младенцев, убивать иноверцев, обманывать… Перечислять различия можно долго, они касаются всех областей религии: учения о Боге, учения о мире, учения о человеке, нравственного учения, духовной жизни.

Насчет основного отличия Православия - выскажу личное мнение: нашу веру отличает совершенство любви. Мы проповедуем такую любовь к Богу и ближнему, которой не страшны любые испытания, и даже сама смерть. Потому что еще одно коренное отличие христианства - это пример Бога, Который не требовал от людей жертв, но Сам принес себя в жертву во имя любви к людям.

Недавно по ТВ показывали, что найдено нетленное тело буддиста. Разве это не показатель того, что в любой религии можно достичь святости, и что Бог един, а все религии - очень похожие друг на друга духовные практики?

Религии - это не только духовные практики, это образ мыслей и образ жизни. Про их похожесть - как говорится, см. выше. А про нетление отвечу просто - оно в Православной традиции однозначным признаком святости не считается. В традиции греческого Православия наоборот считается, что нетление - признак нераскаянных грехов... Скажу больше - чудеса вообще показателем истинности и святости не являются. Об этом еще Господь в Евангелии предупреждал: "Придут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных". Сейчас развелось множество экстрасенсов, магов, фокусников и шарлатанов. Все обещают чудеса, но некоторые из них - рукотворны, а многие - от лукавого. Поэтому строить свою веру на необычных явлениях нельзя. Такой фундамент ненадежен.

Почему Православие "приватизировало" право на истину? Если слова из Евангелия "Я есть Путь, Истина и Жизнь" и являются аргументом - то лишь для христиан. А у мусульман, например, найдутся свои объяснения. Как же понять, что является истиной?

Право на истину приватизировали практически все религии. Разве можно себе представить, чтобы вероучительная книга какой-либо религии имела сноску "За содержание рекламных объявлений ответственность несет рекламодатель, и мнение редакции может не совпадать со мнением автора"? Любая серьезная религия отстаивает свою истинность, и отстаивает, подчас, очень жестко. Ведь, вопреки расхожему мнению, в разных религиях очень много противоположных позиций. А истина, как известно, лишь одна, и плюрализм мнений в отдельно взятой голове - это шизофрения.

На вопрос "как же понять, что является истиной?" есть два ответа - простой и сложный. Если отвечать с точки зрения анализа различий между религиями - то можно дать простой совет: сравните высоту их вероучения и совершенство нравственных призывов. Ну а сложный и более правильный ответ прозвучит примерно так. Осознание истинности религии - это вопрос индивидуального духовного опыта. Мы верим, что если сердце человека будет чистым - он обязательно выберет православное христианство. А иначе - не помогут никакие аргументы.

В чем красота Православия?

Так же, как по-настоящему красивый человек совершенен внешне и внутренне - красива и Православная вера. Внешняя красота - богатейшая культура, искусство, славная история, традиции. Красота внутренняя - снова повторюсь - в высоте и совершенстве Православного вероучения и нравственности, в бесконечности пути совершенствования.

Как выбрать религию? Что в этом может помочь: книга, встреча с человеком? Как вообще придти к Богу и обрести веру?


Однозначных рецептов нет. Каждого Господь приводит по-разному. Однако пару советов все-таки дам. Во-первых, искать следует не там, где удобнее, а там, где можно найти что-то хорошее. А во-вторых - искать с открытыми глазами, чистой душой и чистым сердцем. В смысле - руководствоваться не своими предубеждениями, пожеланиями, слабостями и грехами, а чистым стремлением к единой и совершенной Истине.